Камунальнае жыллёвае унітарнае прадпрыемства

"Гомельскі райжылкамгас"

Дыспетчарская служба 24/7

115; +375 (232) 50-68-34 (тэл/факс)

 +375 (29) 310-65-76 (A1)

Instagram  Telegram Viber Вконтакте  Одноклассники

Обращение с ТКО. Что нужно изменить?

В Беларуси действует такой документ, как Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), который, по сути, является высшим прогнозным документом, определяющим приоритетные направления в различных сферах (экономике, социальной сфере или природопользовании). Об этом на семинаре «Актуальные вопросы отходов и химической безопасности в регионе Евразийского экономического союза» рассказал директор Центра экологических решений Евгений ЛОБАНОВ.

— Отходам в этом документе посвящен отдельный раздел, и, например, в стратегических целях до 2020 года прописано снижение объемов их образования, — делится Евгений ЛОБАНОВ. — Однако эти задачи пока не выполняются, в Беларуси растут отходы производства и потребления. Что касается опасных отходов, то здесь ситуация неоднозначная: указывается количество порядка семи тысяч тонн в год, но при этом учитываются только те отходы, которые попадают в официальную систему сбора.

Специалист отмечает, что еще многое предстоит сделать в рамках изменения законодательства. В частности, в Беларуси установлен запрет на захоронение вторичных материальных ресурсов, но при этом закон не определяет цели, механизмы и сроки достижения этой нормы. Иерархия приоритетов в области обращения с ТКО не установлена в полном объеме на законодательном уровне, хотя она четко отображена в Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Беларуси на период до 2035 года. Кроме этого, система распределения полномочий в сфере обращения с ТКО предусматривает широкий круг компетенций местных органов власти в этом направлении, но при этом они недостаточно подкреплены инструментами их реализации, в первую очередь экономическими.

— Также Беларусь на самом высоком уровне обязалась выполнять цели устойчивого развития, среди которых стоят задачи по сокращению пищевых отходов, а также по существенному уменьшению в целом объемов ТКО, и на это нужно обратить внимание в первую очередь, так как только раздельный сбор эту проблему не решит, — считает Евгений ЛОБАНОВ.

Задачи Цели устойчивого развития 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»:

12.3. к 2030 году сократить вдвое в пересчете на душу населения общемировое количество пищевых отходов на розничном и потребительском уровнях и уменьшить потери продовольствия в производственно-сбытовых цепочках, в том числе послеуборочные потери;

12.4. к 2020 году добиться экологически рационального использования химических веществ и всех отходов на протяжении всего их жизненного цикла в соответствии с согласованными международными принципами и существенно сократить их попадание в воздух, воду и почву, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на здоровых людей и окружающую среду;

12.5. к 2030 году существенно уменьшить объем отходов путем принятия мер по предотвращению их образования, их сокращению, переработке и повторному использованию.

— Первоочередной целью в области управления отходами должно стать предотвращение их образования, и за основу необходимо использовать положения концепции Zero Waste, которая предполагает, что взятое из природы должно быть переработано в полезную продукцию и вновь возвращено в цикл производства, — уточняет специалист. — Сегодня в концепцию стратегии (НСУР) включены возможные приоритеты, такие как предотвращение образования отходов, решение проблемы с пластиковыми отходами, обращение с химическими веществами, а также включение дополнительных индикаторов оценки прогресса в области обращения с ТКО. Они включены, но не в той мере, в которой бы хотелось, однако это еще будет обсуждаться в этом году.

К примеру, если говорить о предотвращении образования отходов, то, по мнению Евгения ЛОБАНОВА, для достижения этой цели может быть принят достаточно широкий комплекс мер. Это регуляторное и экономическое стимулирование снижения оборота каких-либо видов товаров на рынке, которые приводят к повышенному образованию отходов. В первую очередь речь идет об одноразовых пакетах и таре, а также о видах упаковки и товаров, которые не поддаются переработке. Помимо этого, должна быть программа работы с населением, которая будет стимулировать снижение потребления и вовлечение продукции в повторное использование. Предотвратить образование отходов также поможет и налоговое стимулирование, направленное на предотвращение образования отходов, особенно не поддающихся переработке.

— Мы должны менять свои модели потребления и производства, людям необходимо привыкать к этому, и уже сегодня в Минске появляется множество частных инициатив, направленных на предотвращение образования отходов, — отмечает Евгений ЛОБАНОВ. — Также мы надеемся, что те дополнительные приоритеты, которые сегодня обсуждаются в рамках Национальной стратегии (НСУР), войдут в нее в той или иной мере. Это касается создания и улучшения сбора и переработки отдельных фракций ТКО, ртутных, лакокрасочных отходов, отходов бытовой химии, фармацевтики, ткани и ветоши, а также тетрапака.

Источник: http://gkx.by/novosti/2363-obrashchenie-s-tko-chto-nuzhno-izmenit


Электронны зварот

 Увазе грамадзян і юрыдычных асоб!

Інфармуем, што гэты рэсурс функцыянаваў да 1 студзеня 2023 г. уключна.

Пачынаючы з 2 студзеня 2023 г. падача электронных зваротаў у КЖУП "Гомельскі райжылкамгас" будзе ажыццяўляцца з дапамогай дзяржаўнай адзінай (інтэграванай) рэспубліканскай інфармацыйнай сістэмы ўліку і апрацоўкі зваротаў грамадзян і юрыдычных асоб», размешчанай па адрасе

https://обращения.бел