Министерство ЖКХ прокомментировало госпрограмму “Комфортное жилье”
Правительство утвердило Государственную программу «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016 – 2020 годы. Соответствующее решение закреплено постановлением Совета Министров от 21 апреля 2016 года № 326.
Об основных аспектах программы и способах достижения ее целей мы побеседовали с заместителем начальника управления экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Аллой РАМАНЬКОВОЙ.
- Алла Михайловна, какова основная цель госпрограммы?
- Главноая цель программы – создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом, в первую очередь за счет повышения эффективности и надежности функционирования объектов ЖКХ с одновременным снижением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг.
– В программе есть целый ряд мероприятий. Так, например, предполагается создать службы заказчика и подрядчика. Сегодня процесс создания идет медленно, полноценно она работает только в Минске. Как, на ваш взгляд, должна поспособствовать программа этому процессу в регионах? В какой срок завершится создание новой структуры?
– По результатам работы в 2015 году проведенный в Партизанском и Первомайском районах Минска эксперимент по созданию служб заказчика и подрядчика подтвердил свою эффективность – за период их функционирования экономия от установления фактов невыполнения или некачественного выполнения работ составила 1,7 млрд. рублей или 52,5 руб. на 1 кв.м. жилой площади. В связи с этим Правительством было принято решение о повсеместном распространении данной практики. Принятой Госпрограммой предусмотрено создание служб заказчиков и подрядчиков во всех регионах до 1 января 2017 года, а также персональная ответственность за это председателей облисполкомов и Минского горисполкома.
– Конкретно ее финансирование предполагается за счет средств местных бюджетов?
– Финансирование заказчиков осуществляется путем отнесения затрат на себестоимость оказываемых жилищно-коммунальных услуг и работ по благоустройству территорий. При этом участие местных бюджетных средств ограничено утвержденными планово-расчетными ценами на жилищно-коммунальные услуги.
– О безналичных субсидиях говорим давно. Сначала, что они будут введены с 1 мая, потом была информация – с 1 октября. Внесите, пожалуйста, ясность в сроки и обозначьте основные критерии системы.
– В целях смягчения возможных негативных последствий от повышения для населения тарифов на жилищно-коммунальные услуги подготовлен проект Указа Главы Государства, согласно которому в течение 2016 года предусмотрено внедрение механизма адресной социальной поддержки для социально уязвимых категорий граждан в виде безналичных жилищных субсидий. Их предлагается предоставлять семьям или гражданам в случаях, когда сумма платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления превысит долю расходов на оплату этих услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов – для сельских жителей и 20 процентов – для городских. Для упрощения предоставления населению таких субсидий совместно с Национальным банком проводится работа по созданию на базе единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП) общереспубликанской автоматизированной информационной системы по расчету за жилищно-коммунальные услуги и базы данных о доходах и имущественном положении граждан.
В рамках программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» уже удалось сэкономить почти 600 млрд. руб.
– Гражданам нужно самим позаботиться о предоставлении каких-то справок и документов?
– Нет, система позволит начислять безналичные жилищные субсидии определенным категориям нуждающихся в них граждан (инвалидам, ветеранам, пенсионерам и другим) без сбора и предоставления ими необходимых документов. Основной акцент делается на автоматическое начисление безналичных жилищных субсидий с использованием базы данных о доходах Министерства труда и социальной защиты, Фонда социальной защиты населения. Для других категорий граждан предлагается сохранить систему заявительного принципа предоставления безналичных жилищных субсидий.
– Средства населения по программе – 9434,3 млрд. руб. В какой пункт жировки они включаются?
– Это средства населения, которые планируется направить на капитальный ремонт жилищного фонда в течение пяти лет реализации Госпрограммы. Следовательно, складываться эта цифра будет из платежей граждан по услуге «капитальный ремонт». Недостающий объем финансирования для проведения капитального ремонта домов в необходимом объеме, как и в настоящее время, планируется выделять из бюджета.
В течение 2016 года предусмотрено внедрение механизма адресной социальной поддержки для социально уязвимых категорий граждан в виде безналичных жилищных субсидий.
– Каким образом будет планироваться финансирование программы и какие риски, на ваш взгляд, могут вмешаться?
– В принятой Госпрограмме финансирование запланировано на все 5 лет ее реализации и, на мой взгляд, оно отражено достаточно прозрачно: можно проследить за счет каких источников планируется реализовать каждое мероприятие. При этом источники запланированы в разбивке по заказчикам и по годам. За счет этого документ получился достаточно массивным, но, повторюсь еще раз, сделано это для максимальной прозрачности.
Что касается рисков, которые могут повлиять на эффективность реализации программы, то здесь, в первую очередь, необходимо отметить макроэкономические риски, которые влияют на стоимость всех видов ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы. Кроме того, здесь необходимо отметить и риски недостаточного или несвоевременного финансирования мероприятий программы, а также риски, связанные с изменением законодательства.
Для минимизации влияния этих рисков предусмотрен ряд мер, в числе которых – своевременная корректировка мероприятий Государственной программы с учетом изменений параметров социально-экономического развития страны, а также ежегодное уточнение объемов и источников финансирования мероприятий Государственной программы с определением его приоритетов, проработка альтернативных вариантов финансирования.
– Что из программы запланировано уже в этом году? Какие конкретные шаги уже приняты?
– Практически по всем запланированным мероприятиям работа уже ведется. При этом большинство из них для жилищно-коммунального хозяйства не являются новшеством. Это в основном мероприятия по технической модернизации, направленные на повышение качества жилищно-коммунальных услуг и снижение затрат на их оказание.
Вот, например, только некоторые данные о проведенной в этом году работе: в 1 квартале заменено 9,1 км тепловых сетей, потери тепловой энергии при транспортировке снижены до 11,5%; доля местных видов топлива в балансе котельно-печного топлива в 1 квартале 2016 г. составила 40% при плане на год 43%; после капитального ремонта введено в эксплуатацию 188,1 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что составляет 8,2% от годового плана; произведена замена 36 лифтов; отремонтировано 1904 подъездов или 18,5% от годового задания.
Реализуемые мероприятия позволили снизить затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг населению на 15,3% в сопоставимых условиях по сравнению с аналогичным периодом 2015 года при установленном задании на 2016 год не менее чем на 15%. Экономия составила –597,6 млрд. руб., из которых 62,8 млрд. рублей – за счет оптимизации численности работающих на основе рационализации организационной структуры.
Одна из задач госпрограммы — обеспечить всех жителей Беларуси качественной питьевой водой. В населенных пунктах, где мероприятия, направленные на достижение этого результата экономически нецелесообразны или технически невозможны, качественную питьевую воду будут привозить.
– К концу 2020 года все жители должны быть обеспечены качественной водой. Как будут обстоять дела с жителями деревень?
– Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды и переоценить ее значение невозможно. Ее качество определяет состояние здоровья человека и качество жизни людей в целом. Именно поэтому поставлена задача по обеспечению всех потребителей водоснабжением питьевого качества. Для этого за 5 лет планируется построить порядка 500 станций обезжелезивания воды и перевести г.Минск на водоснабжение из подземных источников. В населенных пунктах, где проведение подобных мероприятий является экономически нецелесообразными или технически невозможными, будут прорабатываться иные варианты для выполнения поставленной задачи, как, например, подвоз питьевой воды.
– Благодарю за беседу.